Архитектурный декор древнего Гургенча: величие средневекового зодчества

Культура
04 Январь 2025

Великолепие средневекового Гургенча, столицы древнего Хорезма, раскрывается через богатство архитектурного декора, который активно использовался зодчими для украшения монументальных сооружений. Раскопки на территории государственного историко-культурного заповедника «Куняургенч» предоставили археологам многочисленные свидетельства высокого мастерства древних ремесленников. Многие из находок, включая терракотовые элементы и облицовочные детали, ныне хранятся в историко-краеведческом музее Дашогузского велаята. Об этом сообщает издание «Туркменистан: Золотой век».

Среди артефактов особого внимания заслуживают терракотовые детали облицовки в форме пяти-, шести- и восьмиугольных звезд с растительными орнаментами. Также были найдены элементы с поливной керамикой и глазурованные изразцы, поражающие своей изысканной рельефной проработкой и бирюзовой поливой. Эти находки ярко демонстрируют высокий уровень развития керамического искусства, которым славились мастера Хорезма.

Искусство зодчих древнего региона привлекало внимание выдающихся учёных. В своей монографии «Куня-Ургенч» В. И. Пилявский подробно описывает геометрические, растительные и эпиграфические узоры, украшавшие архитектурные памятники. О резной майоликовой мозаике мавзолея Тюрабек-Ханым упоминали А. Ю. Якубовский и Б. П. Денике, подчеркивая, что этот памятник стал образцом расцвета мозаичного орнамента.

Фасад портала «Караван-сарай» был облицован плитами с геометрическим и растительным орнаментом, покрытыми бирюзовой глазурью. Также на территории памятника были обнаружены изразцы, выполненные техникой набора из поливных цветных элементов на кашинной основе. Эти находки свидетельствуют о богатстве декоративного оформления архитектуры Гургенча.

Множество трудов, включая работы М. Е. Массона и Г. Лансделла, посвящены изучению архитектурного наследия Хорезма. Анализ декора показывает, что начиная, с XIV века регион пережил, расцвет в развитии архитектурного изразцового искусства. Это особенно ярко проявилось в оформлении мавзолеев Наджим-ад-дин Кубра, Тюрабек-Ханым и других памятников, подтверждая наличие уникальной керамической школы, сформировавшейся на землях Хорезма и прославившейся творческой самобытностью.