Архитектурный декор древнего Гургенча: величие средневекового зодчества
Великолепие средневекового Гургенча, столицы древнего Хорезма, раскрывается через богатство архитектурного декора, который активно использовался зодчими для украшения монументальных сооружений. Раскопки на территории государственного историко-культурного заповедника «Куняургенч» предоставили археологам многочисленные свидетельства высокого мастерства древних ремесленников. Многие из находок, включая терракотовые элементы и облицовочные детали, ныне хранятся в историко-краеведческом музее Дашогузского велаята. Об этом сообщает издание «Туркменистан: Золотой век».
Среди артефактов особого внимания заслуживают терракотовые детали облицовки в форме пяти-, шести- и восьмиугольных звезд с растительными орнаментами. Также были найдены элементы с поливной керамикой и глазурованные изразцы, поражающие своей изысканной рельефной проработкой и бирюзовой поливой. Эти находки ярко демонстрируют высокий уровень развития керамического искусства, которым славились мастера Хорезма.
Искусство зодчих древнего региона привлекало внимание выдающихся учёных. В своей монографии «Куня-Ургенч» В. И. Пилявский подробно описывает геометрические, растительные и эпиграфические узоры, украшавшие архитектурные памятники. О резной майоликовой мозаике мавзолея Тюрабек-Ханым упоминали А. Ю. Якубовский и Б. П. Денике, подчеркивая, что этот памятник стал образцом расцвета мозаичного орнамента.
Фасад портала «Караван-сарай» был облицован плитами с геометрическим и растительным орнаментом, покрытыми бирюзовой глазурью. Также на территории памятника были обнаружены изразцы, выполненные техникой набора из поливных цветных элементов на кашинной основе. Эти находки свидетельствуют о богатстве декоративного оформления архитектуры Гургенча.
Множество трудов, включая работы М. Е. Массона и Г. Лансделла, посвящены изучению архитектурного наследия Хорезма. Анализ декора показывает, что начиная, с XIV века регион пережил, расцвет в развитии архитектурного изразцового искусства. Это особенно ярко проявилось в оформлении мавзолеев Наджим-ад-дин Кубра, Тюрабек-Ханым и других памятников, подтверждая наличие уникальной керамической школы, сформировавшейся на землях Хорезма и прославившейся творческой самобытностью.