Форум «Глобальные транспортные коридоры» в Стамбуле: новые возможности для Туркменистана

С 27 по 29 июня 2025 года в Стамбуле, в Конгресс-центре «Avrasya», прошёл международный форум под названием «Глобальные транспортные коридоры» (Global Transport Connectivity Forum). Это масштабное мероприятие собрало представителей правительств, международных организаций, транспортных компаний и экспертов из стран Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии.
Организаторами форума выступили Международный союз автомобильного транспорта (IRU) при поддержке правительства Турции, Всемирного банка и других международных структур. Официальное открытие форума состоялось 27 июня с участием Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана и министра транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадира Уралоглу.
Среди участников форума были министры транспорта Словакии, Казахстана, Азербайджана, Ирана, представители ООН, ИКАО, IATA, международных бизнес-ассоциаций, мэры городов, руководители логистических компаний и аналитических центров. От международного бизнес-сообщества на сессиях выступали Генеральный секретарь IRU Умберто де Претто и другие ведущие эксперты.
На протяжении трёх дней участники форума обсуждали наиболее актуальные вопросы глобальной транспортной повестки:
- развитие международных транзитных маршрутов;
- интеграция мультимодальных коридоров;
- цифровизация логистики и внедрение «зелёных» транспортных решений;
- укрепление международного сотрудничества в рамках инициативы «Средний коридор» (Middle Corridor);
- повышение устойчивости глобальных цепочек поставок;
- смарт-инфраструктура и безуглеродные коридоры.
Особое внимание было уделено проекту Trans-Caspian International Transport Route (TITR) — Среднему коридору, соединяющему Китай и Европу через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию.
Как отмечают ведущие эксперты логистики, географическое преимущество Туркменистана на фоне растущей значимости транскаспийского маршрута было особенно отмечено в ходе дискуссий. Страна, находящаяся в самом сердце Евразии, выступает в качестве важного транзитного моста между Востоком и Западом, а также между Севером и Югом.
Одной из ключевых тем форума стало обсуждение возможностей расширения транспортного сотрудничества между странами Центральной Азии, Южного Кавказа и Турцией. Участие Туркменистана в этих процессах приобретает особую значимость в условиях активного развития в Туркменистане Транспортно-логистической стратегии до 2030 года, реализуемой в стране.
Среди важнейших направлений, в которых Туркменистан может извлечь значительные выгоды:
- Участие в Среднем коридоре (TITR), где туркменские железные дороги, автотрассы и морской порт Туркменбаши становятся частью единой мультимодальной цепи доставки грузов;
- Цифровизация логистики, упрощение таможенных процедур, создание электронных платформ, что повысит привлекательность страны для транзитных операторов;
- Развитие инфраструктуры, в частности использование потенциала международного морского порта Туркменбаши как ключевого логистического хаба;
- Привлечение иностранных инвестиций в модернизацию транспортных коридоров;
- Расширение экспортных маршрутов и доступ к новым рынкам, включая Европу, Ближний Восток и Южную Азию.
Также, на форуме неоднократно подчёркивалась важность координации между государствами Центральной Азии по вопросам транспортной интеграции. Туркменистан, придерживаясь статуса постоянного нейтралитета, имеет уникальную возможность выступать модератором диалога и надёжным партнёром в создании эффективной логистической системы региона.
Форум «Глобальные транспортные коридоры» в Стамбуле стал важной международной площадкой для обсуждения будущего глобальной логистики. Его результаты продемонстрировали, что устойчивые и диверсифицированные маршруты транспортировки товаров невозможны без участия таких ключевых стран, как Туркменистан.
Развитие мультимодальных коридоров, цифровизация логистики, расширение портовой инфраструктуры и укрепление международного взаимодействия открывают перед Туркменистаном широкие перспективы экономического роста и углубления интеграции в мировую транспортную сеть.